Пятница, 16 ноября 2018   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Популярно
Правление Ярослава Мудрого

Правление Ярослава Мудрого


1. Вторая междоусобица на Руси. Борис и Глеб – князья-мученики

После смерти Владимира началась междоусобица среди его сыновей.

Сыновья Владимира:

Ярослав (сын Рогнеды)
Мстислав (сын Рогнеды)
Изяслав (сын Рогнеды)
Святослав (сын чешской княжны Мальфриды)
Святополк (сын вдовы Ярополка)
Борис (сын византийской принцессы Анны)
Глеб (сын византийской принцессы Анны)
Ряд исследователей полагают, что князь Владимир имел намерение передать престол любимому сыну Борису, в обход остальных. В тот момент, когда Борис узнал о смерти отца и захвате престола Святополком, он как раз возвращался из похода и уже успел достигнуть берегов реки Альты. Борис с необычайным смирением отнесся к известию о том, что Святополк собирается убить его и брата Глеба. Дружина Бориса убеждала князя собрать войско и выступить против старшего брата, однако Борис повел себя довольно инфантильно, став просто дожидаться убийц от Святополка.

Возможно, что христианская идея о «непротивлении злу насилием» настолько глубоко засела в душу впечатлительному молодому князю, что он решил принять свою судьбу, какой бы страшной она не была. А может Борис просто был задавлен горем из-за смерти любимого отца. Сейчас мы не имеем возможности объяснить причины бездействия Бориса в такой важный исторический момент, однако итог был очевиден – князь был жестоко убит людьми Святополка.

Борис и Глеб

Борис и Глеб

Другой брат Святослав пытался бежать в Венгрию, но был схвачен людьми Святополка и умерщвлен. Братья Изяслав Полоцкий и Мстислав Тмутараканский оставались в этом конфликте нейтральными, что спасло им жизни. Историки говорят о том, что возможно даже существовал договор между Святополком и Мстиславом о разделе сфер влияния. Как бы то ни было, Мстислав продолжал заниматься расширением территории Руси в Азовском регионе.

Единственным из братьев, кто набрался смелости выступить открыто против Святополка, стал Ярослав. Война между братьями продолжалась 4 года, оба использовали наемные войска из других стран. Ярополк – нанял варягов, Святополк – прибегал к слугам печенегов. После своего первого поражения Святополк отправился в Польшу – просить помощи у короля Болеслава I. Польский король был заинтересован в расширении своего влияния на восток, поэтому дал Святополку войско, с которым тот смог отвоевать Киев у Ярослава в 1018 году. Ярослав был вынужден бежать в Новгород.

Однако дружба Святополка с польским королем была недолгой, вскоре Болеслав с войском возвратился домой. Святополк не смог удержать победу в междоусобной борьбе в своих руках, вскоре Ярослав с варяжским войском атаковал его, нанеся сокрушительное поражение. Святополк бежал на запад и предположительно умер в 1019 году где-то в Галиции.

2. Борьба Ярослава с Мстиславом Тмутараканским и новое объединение Руси

После того, как Ярослав одержал победу над Святополком, у него обнаружился новый противник в лице брата Мстислава.

В 1024 г. Мстислав одержал победу над Ярославом, после чего братья решили больше не враждовать, а приняли мудрое решение — разделить Русь на две части. Левый берег Днепра с северской землей, Черниговым, Переяславлем и другими городами отошло к Мстиславу. Резиденцией Мстислава стал город Чернигов. Под управлением Ярослава остались Киев со всеми правобережными землями и Новгород.

Братья жили мирно и даже предпринимали объединенные походы против внешних врагов. Так, их объединенное войско нанесло поражение польскому королю, после чего спорные Червенские города снова отошли к Руси.

В 1036 г. Мстислав умер. Поскольку он не имел наследников, то его часть Руси отошла Ярославу.

3. «Русская правда» и категории населения Древней Руси

«Русская правда» — это свод законов Древней Руси. Этот документ регулировал при Ярославе Мудром размер штрафа (виры) и наказания за различные нарушения, закреплял принцип кровной мести (человек, который совершил убийство, может быть так же убит родственниками жертвы), которая была ограничена кругом ближайших родственников.

русская правда

«Русская Правда»

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин.

В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани, — «полюдье».

Категории зависимого населения Древней Руси

  • смерды ― лично свободные сельские жители, зеледельцы-общинники. Имели право принимать участие в военных походах в качестве ополченцев. Смерд владел определенным имуществом, которое мог завещать только сыновьям. При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.
  • закупы ― лица, взявшие в долг («купу») и вынужденные отрабатывать этот долг в хозяйстве феодала. Устав о закупах помещался в одной из редакций «Русской правды». Были установлены предельные размеры процентов на долг. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, то ответственность его была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», т.е. обращен в холопство. Такой же исход ждал закупа в случае его попытки уйти от господина, не расплатившись. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях. Правовое положение закупа было как бы промежуточным между свободным человеком и холопом.
  • рядовичи ― лица, которые по договору («ряду») работали у землевладельца, нередко оказывались как бы временными рабами.
  • изгои ― лица, находящиеся как бы вне социальных групп (например, отпущенные на волю холопы, фактически зависимые от своего бывшего хозяина).
  • холопы (челядины) ― лица, попавшие в рабство в результате самопродажи, рождения от рабыни, купли-продажи (например, из-за границы), женитьбы на рабыне.
  • наймиты ― общее название разорившихся крестьян и посадских, беглых холопов и прочих, нанимавшихся на работы и находившихся в личной зависимости от нанимателя;
  • прощенники ― бывшие холопы, получившие «прощение» (свободу) с условием — работать на церковных землях. Зависели в судебном отношении от епископа и были обязаны уплачивать ему феодальную ренту.

4. Преобразования Ярослава Мудрого

При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г., после успешного похода на прибалтийскую чудь, Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике.

ярослав мудрый

Ярослав Мудрый. Реконструкция М. М. Герасимова по черепу.

При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около 400 церквей и 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор — храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром.

Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота — парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Илариона — русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись «об успении царя нашего».

5. Международные связи Древней Руси

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерде. Сестра князя была замужем за польским королем.

Сын князя Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха — принцессе Анне. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода Владимир Мономах.

Ярослав умело использовал династические браки в качестве средства укрепления мира. Сыновья Ярослава Владимировича Мудрого, Святослав, Вячеслав и Игорь женились на немецких принцессах.

Старшая дочь Елизавета была супругой Харальда Сурового, норвежского короля. Анна, вторая его дочь, вышла замуж за короля Франции Генриха I, Во Франции она стала известна как Анна Русская или Анна Киевская. А Анастасия вступила в брак с венгерским королем Андрашем I.


© 2018 Студенты
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru