Как научный термин слово «патристика» впервые появилось XVII веке, как обозначение раздела, а затем и целой исторической науки, изучающей и объясняющей жизнь, деяния и учения отцов Церкви со дня ее основания. Происходит он от латинского patres — отцы, что отражает основную концепцию философо- богословского течения. По сути, это совокупность учений и идей, доктрин и апологий христианской церковной литературы, за каждой из которых стоит конкретная личность, внесшая свой вклад в развитие христианства. Патристика в философии — это направления, основанное отцами церкви, то есть людьми, глубоко преданными идеям христианства.
Но основано учение намного раньше, чем появился термин. Первые труды философов-теологов созданы еще в античные времена и оказали огромное влияние на этику и эстетику средневекового общества и более поздних цивилизационных образований. Патристика принадлежит к философским течениям, которые достаточно хорошо изучены и систематизированы. Задачей патристики на ранних этапах развития являлось изучение всей информации канонического и неканонического характера, систематизировать их, отделить настоящие и ненастоящие тексты и документы. Одна из самых сложных задач — объяснение расхождений в разных книгах и текстах, описывающих одни и те же события.
Но это не чистая библиография, а осмысление и толкование серьезных текстов из библии и создание на их основе теологических предпосылок развития христианства. В той или иной мере каждый из отцов Церкви внес свою лепту в то, что учение Христа стало доминирующим в большинстве стран мира и оказало решающее влияние на ход мировой истории.
Главные вехи патристики
Всех деятелей патристики можно разделить на представителей античной и греческой школ (направлений). Первые — это мужи апостольские, ученые, которые утверждали, что были лично знакомы со многими апостолами и принимали участие в некоторых их деяниях. По крайней мере, эта категория теологов находилась у истоков учения. Приписываемые им тексты датированы I-II столетиями новой эры.
К апостольским мужам принадлежат Варнава, Климент Римский, Ерма, Игнатий, Папий Иерапольский, Поликарп и несколько других мыслителей. В их трудах описаны традиции раннего христианства, отношение к иудаизму и языческим религиям. Ряд работ носит дидактичсекий характер, написаны в виде посланий к конкретным людям и народам.
За ними следуют апологетические отцы, работавшие над доказательством совместимости христианского учения и философии. К ним относятся Юстин, Тертуллиан, Тациан. В своих трудах они расширяют идеи, появившиеся в работах апостольских мужей и более четко формулируют доктрины христианства. Жили и работали апологетические отцы во втором и начале третьего столетия, плавно передав эстафету учения теологам, пытающимся систематизировать учение и возвести его в более высокий ранг, решив большинство противоречий мировоззренческого характера.
Представители этого этапа патристики — Климент Александрийский, Афанасий, Арий, Ориген. Одним из основных вопросов, которые они рассматривали, был тезис о божественности Иисуса Христа. Большой вклад в понимание человеческой души и отношения Бога и человека внес Аврелий Августин, живший на рубеже 4 и 5 столетий. Это один из ярчайших мыслителей того времени, заложивший основы не только богословия, но и научных методов историософии.
В середине – конце IV век и начале V столетия полностью сформулировалась догматическая часть церковного учения, разработан догмат о Троице. Самое заметное место занимают три великих каппадокийца — Григорий Богослов, Григорий Нисский и Василий Великий. На одном с ними уровне находится Амфилохий Иконийский.
После формирования христианства как духовного учения и становления церкви, как мощной организации, возникла необходимость в обосновании ее мирского и политического влияния. Этим занялись Августин Блаженный, Иларий Пиктавийский и другие теологи. Они обосновывали необходимость влияния церкви на политику и мирские дела и выдвигали ее на роль единственного посредника между Богом и человеком. Они же заложили основы исторической метафизики.
В Средние века, от V по XV века вся философия Европы носила теологическое направление, то есть, полностью базировалась на патристике. Работали мыслители над толкованием Писания, доказывали бытие Бога, спорили о единичном и общим. В VIII—XV веках философская мысль переросла в схоластику, яркими представителями которой были Северин Боэций, Раймонд Луллий, Пьер Абеляр, Дунс Скот, Фома Аквинский. Последний за свои труды по схоластике удостоен причисления к лику святых.
Схоластика представляла собой своеобразный синтез теологии и логики, переносила идеи богословия на решение рациональных и логических проблем. Рассуждения часто носили отвлеченный, общий характер, не связанный с жизненными проблемами и никак не проверяемые опытом. Если рассматривать связь схоластики и патристики, то схоластика занималась развитием главных идей и систем мышления, которые не получили достаточного обоснования в патристике.
Не остались в стороне от патристики и российские богословы. Большой популярностью пользовались труды Василия Великого, Григория Назианзина и других отцов церкви. Позже идеи патристики трансформировались в окостеневшие догмы и методология познания перешла на рациональные пути. Последними философами, оставившими свой след в патристике, еще не переросшей в схоластику, были Иоанн Дамаскин и Иоанн Скот Эриуген.