Сочинение на тему: Фонвизин — «Друг свободы»

Сочинение.
Фонвизин — «Друг свободы»

Денис Иванович Фонвизин родился в Москве в дворянской семье. Учился в гимназии при Московском университете, а затем на философском факультете того же университета. Входил в кружок известного стихотворца попечителя Московского университета Хераскова. Состоял на службе в Иностранной коллегии, был секретарем Никиты Панина, крупного политического деятеля екатерининских времен. По поручению Панина Фонвизин написал “Рассуждение” — политический трактат в форме памфлета, остро критиковавший порядки самодержавной России. Это сочинение распространялось в списках и впоследствии оказало известное влияние на декабристов. Как дипломат, Фонвизин путешествовал по Европе и оставил чрезвычайно интересные письма, в которых правдиво отразил обстановку во Франции накануне революции. Если бы требовалось назвать писателя, в произведениях которого смело были обличены пороки и нравы господствующего сословия, то прежде всего мы назвали Д. И. Фонвизина. В юности он написал несколько стихотворных сатир, столь смелых и оригинальных, что они с необычайной быстротой облетели Москву, не будучи напечатанными. В них Фонвизин выступает как непримиримый враг тирании. Недаром Пушкин назвал его “другом свободы”. В “Послании к слугам…” Фонвизин рисует типические характеры барина и слуг: Попы стараются обманывать народ, Слуги — дворецкого, дворецкие — господ, Друг друга — господа, а знатные бояря Нередко обмануть хотят и государя; И всякий, чтоб набить потуже свой карман, Стих Фонвизина исполнен комической силы; его неторопливая, свободная строфа с отточенными афоризмами, философской остротой, тонкой характеристикой персонажей заставляет вспомнить не только басни Крылова и эпиграммы Пушкина, но и бессмертную комедию Грибоедова “Горе от ума”. Белинский говорил, что фонвизинское “Послание” “переживет все толстые поэмы того времени”. Фонвизин вошел в историю русской литературы как автор комедий “Недоросль” и “Бригадир”. Это лучшее, что создал писатель. Дар сатирика сочетался в нем с темпераментом прирожденного публициста. Бичующего сарказма фонвизинской сатиры страшилась даже императрица Екатерина II. Непревзойденное художественное мастерство Фонвизина, отмеченное его современниками, к поныне поражает нас. Будучи одним из наиболее ярких деятелей просветительского гуманизма в России XVIII века. Фонвизин воплощал в своем творчестве тот подъем национального самосознания, каким была отмечена эта эпоха. В разбуженной петровскими реформами огромной стране выразителями этого обновленного самосознания выступили лучшие представители русского дворянства. Фонвизин воспринимал идеи просветительского гуманизма особенно остро, с болью в сердце наблюдал он нравственное опустошение некоторых представителей своего сословия. Сам Фонвизин жил во власти представлений о высоких нравственных обязанностях дворянина. В забвении дворянами своего долга перед обществом он видел причину всех общественных зол: “Мне случилось по земле своей поездить. Я видел, в чем большая часть носящих имя дворянина полагает свое любочестие. Я видел множество таких, которые служат, или, паче, занимают места в службе для того только, что ездят на паре. Я видел множество других, которые пошли тотчас в отставку, как скоро добились права впрягать четверню. Я видел от почтеннейших предков презренных потомков. Словом, я видел дворян раболепствующих”. И вот что растерзало писателю сердце. Об этом писал Фонвизин в 1783 году в письме к сочинителю “Былей и небылиц”, т. е. к самой императрице Екатерине II. Фонвизин включился в литературную жизнь России в тот момент, когда Екатерина II поощряла интерес к идеям европейского Просвещения: на первых порах она заигрывала с французскими просветителями: Вольтером, Дидро, Д’Аламбером. Но очень скоро от либерализма Екатерины не осталось и следа. Волей обстоятельств Фонвизин оказался в самой гуще внутриполитической борьбы, разгоревшейся при дворе. В этой борьбе одаренный блестящими творческими способностями, острой наблюдательностью Фонвизин занимал место писателя-сатирика, обличавшего продажность и беззаконие в судах, низменность нравственного облика приближенных к престолу вельмож и поощряемый высшими властями фаворитизм.
Н. И. Новиков со своими сатирическими журналами “Трутень” и “Живописец”. Фонвизин со своими публицистическими выступлениями и бессмертным “Недорослем” и. наконец, А. Н. Радищев со знаменитым “Путешествием из Петербурга в Москву” —- таковы вехи формирования традиции наиболее радикальной линии русского дворянского просвещения, и не случайно каждый из трех выдающихся писателей эпохи подвергся преследованиям со стороны правительства. В деятельности этих писателей зрели предпосылки той первой волны антисамодержавного освободительного движения, которое позже назвали этапом развития дворянском революционной мысли.

Оцените статью
Студенты
Добавить комментарий

Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить