Сочинение.
Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Образ Ивана Александровича Хлестакова -один из самых характерных и замечательных втворчестве Гоголя, «любимое дитя егофантазии». В нем сказалась страстьхудожника к гиперболе, преувеличениямпочти гротескным, любовь к изображению «многосторонних»(в ноздревском смысле) характеров. И образмыслей Ивана Александровича типичен длябольшинства героев Гоголя: алогичность,бессвязность его речей просто ошеломляют. И,конечно, с образом Хлестакова связананекоторая «чертовщина», налетфантастичности. Ну, действительно, ненаваждение ли: солидный и опытныйгородничий принимает «фитюльку» за «значительноелицо». Мало того, весь город вслед за ним вприпадке умопомрачения несет «ревизору»дань, умоляет о защите, старается «умаслить»этого ничтожного человечка. Сюжет комедии прост и гениален. Особая,гоголевская черта в нем — отсутствие состороны мнимого ревизора каких-либосознательных действий, чтобы обманутьчиновников. Он сам попадает внепредсказуемую ситуацию и ведет себя всоответствии с ней. Если бы Хлестаков былмошенником, глубина замысла исчезла быГлавное здесь то, что охваченные страхомчиновники сами себя обманывают («самисебя высекли»). Но в такой ситуации наместе ревизора необходим человек,одаренный совсем особыми свойствами. Да нет. помилуйте. Свойства эти — самыеобыкновенные. Ну, например, желаниепорисоваться, сыграть роль чуть повыше той,что человеку «предназначена». Ведь этоже свойственно каждому из нас «хоть наминуту», по мнению Гоголя.Феерическая сцена вранья на приеме угородничего проявляет это качество героя сневиданной силой. Из служащего, который «толькопереписывает», он за несколько минутвырастает почти до «главнокомандующего»,который «всякий день во дворец ездит».Хлестаков — гении вранья,он переживает свой звездный час.Гомерический размах ошарашиваетприсутствующих «тридцать пять тысячкурьеров» несутся во весь опор, чтобыразыскать героя, без него некому управлятьдепартаментом. Солдаты при виде его «делаютружьем». Суп в кастрюльке едет к нему изПарижа. Во мгновенье ока, как сказочныйджинн, он строит и рушит целыйфантастический мир — мечту современногомеркантильного века, где все измеряетсясотнями и тысячами рублей. Речь Хлестакова отрывочна, онзаговаривается, но скачет дальше во весьопор: «Да что в самом деле? Я такой! Я непосмотрю ни на кого… Я говорю всем: «я самсебя знаю, сам . Я везде, везде…». Но что это? Все решится тоже как в сказке:»Как взбежишь по лестнице к себе начетвертый этаж…» Нет, нет, он ужеопомнился: «Что ж я вру, я и позабыл, чтоживу в бельэтаже». Но сейчас его время. Он — герой-любовник,очаровывающий мать и дочь, зять городничего.Он -«значительное лицо», которомусмиренно предлагают взятки. И с каждойвзяткой Иван Александрович приметноменяется. Он входит во вкус Он уже осозналсебя в новой роли, и она герою по душе. Если упервого посетителя он застенчиво проситвзаймы, оправдываясь: «в дорогеиздержался», то от Бобчинского иДобчинского он сразу требует: «Денег нету вас?» И исчезает Хлестаков особенным образом. Это»фантасмагорическое лицо», «каклживый олицетворенный обман, унеслосьвместе с тройкою бог весть куда» (Гоголь).Ведь это лишь мираж, призрак, порожденныйнечистой совестью и страхом. Итак, что же такое «хлестаковщина»? Этовоплощение желания сыграть роль повыше той,что тебе предназначена, но и воплощениепустоты существования. Ничтожество,возведенное в N-ную степень, «возникшая довысшей степени пустота», поудивительному выражению Гоголя.
Да, прекрасен образ Хлестакова — великоесоздание Гоголя. Он весь вдохновение, полет.Это собрание многих качеств. В нем ималенький чиновник, и великий фантазер, ипростодушный человечек, вдохновенно исчастливо лгущий. Но это и символическое,обобщенное изображение современногорусского человека, «которой стал весьложь, уже даже сам того не замечая». (Н.В.Гоголь).