Сочинение на тему: Христианские мотивы в прозе XIX века

Сочинение.
Христианские мотивы в прозе XIX века

Обладая чутким сердцем, Достоевский болезненно откликал ся на страдания униженных и оскорбленных, которые всею си лою души ненавидели хозяев помещичье-буржуазного общества Но многие из этих обиженных стояли в стороне от освободи тельной борьбы и искали выхода в религии, в любви к ближне му. Все это нашло отражение в романе Ф. М. Достоевского «Уни женные и оскорбленные» и его творчестве в целом.
Добролюбов отмечал, что в произведении даны два типа ге роев: «кроткие и ожесточенные». Кроткие не протестуют, сми ренно принимают любые удары судьбы, стараясь противопоста вить злодейству и мукам всепрощение и понимание. Это Наташ Ихменева, ее родители, рассказчик — писатель Иван Петрович.
Ожесточенные, наоборот, хотят бросить вызов тем, кто ос корбляет и унижает их, они бунтуют против несправедливости существующей в мире. Но их протест трагичен, ибо он привс дит к гибели, как это происходит с Нелли. Автор полностью н стороне смирившихся, отдающих свою жертвенную любовь всепрощение заблудшим. Вся сюжетная линия Ихменевых оь рашена в лирические, местами сентиментально-примирительны тона. Достоевский рассказывает, как дочь мелкопоместного две рянина Ихменева — Наташа, влюбившись в сына князя Baj ковского — Алешу и не получив родительского благословение уходит из дома к нему. И за это ее проклинает отец, однаи ветреный и легкомысленный Алеша вскоре влюбляется в богату дочь графини Катю и по настоянию отца женится на нез Униженная и оскорбленная в своих лучших чувствах Натан возвращается в родительский дом, и отец прощает ее. На семь Ихменевых обрушиваются все силы зла. Унижен и оскорблен оте Наташи — Николай Сергеевич; этого доброго, доверчивого ч ловека, который приютил в своем доме Алешу и навел пор, док в разоренном княжеском имении, Валковский обвиняет мошенничестве. Князь безжалостно изгоняет Ихменева, KJ только тот становится не нужен. Страдания Ихменева усугу ляются конфликтом с дочерью. Для Николая Сергеевича уход дочери из дома — позор. Не меньше страдает и мать Наташ
вынужденная терпеть не только потерю дочери, но и гнев мужа. Страдает и Наташа, любовь которой Достоевский изображает в романе как самопожертвование. Во имя чувства к Алеше девущ. ка забывает о своих прежних привязанностях, поступается собственным достоинством. Достоевский высоко оценивает самоотверженную любовь Наташи, видит в ее поступке силу характера. Однако жизнь не приносит ей счастья, Наташа признается своему другу, писателю Ивану Петровичу: «Я ужасно любила его прощать, Ваня, знаешь, что когда он оставлял меня одну, я хожу, бывало, по комнате, мучаюся, плачу, а сама иногда подумываю: чем виноватее он передо мой, тем ведь лучше… да! И знаешь, мне всегда представлялось, что он как будто такой маленький мальчик; я сижу, а он положил ко мне на колени голову, заснул, а я его тихонько по голове глажу, ласкаю…»
Наташа страдает и оттого, что отец проклял ее, и от вероломства князя. Но непосредственный виновник ее страданий — Алеша. Он оторвал ее от семьи, опозоренной его же отцом; он обманул ее обещанием жениться. Он бросает Наташу по настоянию отца и женится на обладательнице миллионного приданого Кате. Есть все основания осудить его, но Достоевский этого не делает. В соответствии с кодексом христианского гуманизма, писатель «смягчает» вину Алеши. Рассказчик, Иван Петрович, смотрит на молодого князя влюбленными глазами Наташи. Он не видит эгоизма героя, а любуется, даже восхищается Алешей. Он склонен все объяснить детскостью князя. Автор заставляет свою обесчещенную, обманутую героиню призывать к жалости и прощению Алеши. «Не вини его, Ваня,— перебила Наташа…— его судить нельзя как всех других… его и воспитали не так. Разве он понимает, что делает?.. У него нет характера…» Здесь Достоевский совершенно явно проповедует христианскую идею прощения обидчикам нашим, и это ослабляет социальную остроту романа. Как моралист автор не осуждает Алешу, а проповедует идею всепрощения, сделав носительницей ее Наташу. В кодекс гуманизма писателя входило и такое понятие, как страдание. Достоевский убежден, что страданием человек очищается.
В романе «Униженные и оскорбленные» автор показал Их-менева, который отказался от борьбы, проповедуя гордое смирение. «О! Пусть мы унижены, пусть мы оскорблены, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас!»
Достоевский придавал большое значение этой пассивной солидарности всех прошедших через горнило страданий, смирившихся со своим бедственным, униженным положением и не выхода в борьбе. Поэтому призывом идти «рука в руку Ихменев обращается к прощенной дочери. Это любимой мыслы писателя о всепрощении заканчивается IV глава романа.
Говоря о романе «Униженные и оскорбленные», критик До€ ролюбов откровенно высказывал свою неприязнь к героям, спс собным к жертвенной любви. Сам же Достоевский не считал и поведение, в частности Ивана Петровича, проявлением слабость Автор видел в его поступках (самоотречении во имя любимоь признак силы духа, умение человека подняться над собственны: эгоизмом и совершить благородный поступок — устроить счасть ближнего своего. Поэтому искренне видел идеальное в поступка Ивана Петровича и «заражал» этим настроением читателя.
«Униженные и оскорбленные» — своеобразное произведена заставляющее задуматься о мире и своем месте в нем, оцени! собственные поступки и помыслы, определить свою концепци относительно авторской точки зрения. Актуальность же это! романа для нашего поколения бесспорна. И в этом главная заслуга и тайна мастерства Достоевского.
.

novstudent.ru | 26.09.2012

Оцените статью
Студенты
Добавить комментарий

Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить