Сочинение.
Печорин и Онегин
Героев А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова разделяет менее 10 лет. Они могли бы встретиться в одной гостиной, на одном балу или в театре, в ложе одной из «красоток записных». И все же, чего же было больше—сходства или различия? Иногда в них разделяет людей сильнее и беспощаднее, чем целый век. Евгений Онегин. Уже первая глава романа рисует законченный образ светского молодого человека, не лучше и не хуже прочих. Домашнее образование, виды на наследство, светский лоск, приятный, легкий ум, реализующийся в изящных разговорах с домашними. Основательная подкованность в вопросах моды и составления меню холостяцких обедов—вот и все. Пушкин подробно описывает день Онегина: вставание, завтрак, туалет, бал, театр, сон…… проснется он—и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра И завтра то же, что вчера. Механическое, педантичное повторение и размеренность того, что считается развлечением, ужасно. Вся пылкость чувств реализуется в «науке страсти нежной», но там, где нет любви, страсть переходит в привычку, а затем—в скуку: …. короче, русская хандра им овладела понемногу. Переезд в деревню ненадолго увлек Онегина, он даже попытался применить на практике кое-что, усвоенное из Адама Смита, но вскоре увидел, что …. в деревне то же, что везде. Но Онегин не во всем совпадает со своим внешне явлен- ным образом величественного денди и бездельника, в нем есть и другое: …. мечтам невольная преданность, неподражателъная странность и резкий, охлажденный ум. Незаурядный человек с сильными и яркими задатками, замкнутый в круге данностей и неспособный вырваться из него—это Онегин. Его желания скорее порывисты, чем сильны, он не понимает, что «труд упорный»—удел всякого ваятеля собственной жизни. Идя на поводу готовых, легких ответов, он поневоле, мимоходом становится убийцей, соблазнителем…. Благородство и порядочность, которые он проявил по отношению к «печальной Тане», удивляют и обнадеживают. Онегин ведет пустую жизнь, но он не пустой. Пушкин заодно со своим героем, поэт дает ему шанс на настоящую жизнь. Онегин воскресает через любовь и отказ любящей женщины, в пять минут показавшей ему, что есть истина, а что— ложь. Пушкин расстается с Онегиным, как бы говоря: дальше —твой выбор. Онегин человек не пустой, он падший, но не пропащий. Григорий Печорин должен быть немного моложе Онегина. Он очень свеж и моложав—таким его описал Лермонтов. Он хорош собой. Но в первой встрече в главе «Максим Мак-симыч» нас поражает его вялость, бесконечная усталость, которая может быть только у старика, прожившего пустую, бессмысленную жизнь. Об Онегине мы знаем больше со слов автора. Печорин пишет дневник, мы вчитываемся в самоописание героя. Ничего не зная о его юности и детстве, мы узнаем, что Печорин трезво оценивает иг свои силы, и слабости, и пороки. Он знает, чувствует, что «ведь, верно, было у меня назначение великое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Но он растратил силы, «увлекся приманкой страстей пустых и неблагодарных». Онегин ищет и не находит смысла в жизни. Печорин знает, что его нет. Сила и мощь его личности и интеллекта таковы, что он может выстраивать и планировать ситуации, управлять людьми, их чувствами и поступками. Печорин всегда получает желаемое, но, получив, охладевает, понимая, что не это ему нужно. А что? Печорин не боится смерти, он не любит жизнь. Если Онегин, став невольным убийцей, был потрясен, то Печорин—убийца хладнокровный, он спокойно проходит мимо людей, которые для него не более чем тени. Можно задеть его самолюбие, но не сердце и душу. Печорин считает, что душа его мертва, но что же тогда болит? Два героя. Два времени. Время надежд и разочарований, деятельной жизни и тлена. Великий пушкинист Юрий Тынянов говорил, что Пушкин— винное брожение литературы, Лермонтов — свидетель разложения