Сочинение.
Почему Кулигина нельзя назвать «лучом света в темном царстве»? в драме А. Н. Островского «Гроза»
В основу главного конфликта пьесы Островского “Гроза” положен извечный конфликт старого с новым, “века минувшего” с “веком нынешним”, “темного царства” со светлым началом. В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального волжского городка Калинова с ее невежеством, грубостью, ханжеством, властью старших. “Жестокие нравы” царят в этом городе: люди перестали радоваться жизни, красоте, живут за высокими заборами, друг друга со свету сживают, торговлю друг у друга подрывают, унижают друг друга. И нет, кажется, просвета от такой жизни. Над всем простирается “темное царство” с его бессердечием и тупостью, с его рабским преклонением перед могуществом старых, давно отживших порядков. Кажется, что ничто уже не сможет нарушить веками сложившийся стиль и способ жизни. Но это не так. Островский потому и написал свою пьесу, что чувствовалось уже приближение перемен, что в недрах этого застоя уже зародилась искра протеста, пускай еще неосознанного, слабого, но способного пошатнуть все старые представления и жизненные установки. Героиней, которая сумела бросить вызов “самодурной силе Диких и Кабаних”, стала Катерина Кабанова. Эта молодая женщина, лишенная участия, любви и сострадания, стремится вырваться из гнетущей атмосферы, стать свободной. Любовь (грешная и запретная) помогает ей обрести свободу. Но эта любовь трагична, так как рассказанная этой женщиной правда губит ее. Обретя один раз свободу, Катерина Кабанова не может уже отказаться от нее, смириться с рабским и униженным положением в доме свекрови, вновь стать рабой. Поэтому она и совершает роковой поступок, потрясший весь город Калинов, заставивший задуматься даже таких слабых и жалких людей, как ее муж Тихон. Ее смерть — вызов “темной силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья. Вот почему эта героиня была названа критиком Добролюбовым “лучом света в темном царстве”. Когда читаешь пьесу, невольно думаешь, неужели Катерина так одинока, неужели нет в пьесе героев, хоть как-то поддерживающих ее, сочувствующих ей? Таким героем является механик-самоучка Кулигин. Недаром автор подчеркивает некоторое сходство в характере этих персонажей: умение видеть красоту природы, восхищаться ею свойственно в равной степени им обоим. Кулигин действительно выделяется из окружающего общества. Его взгляд на вещи явно противоречит канонам “темного царства”. Он механик-самоучка, то есть вовсе не ученый, а человек, вникающий в сущность явлений. И он не “книжный червь”. Только глубоко чувствующий человек может сказать: “Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу”. Мышление Кулигина находится на том уровне познания действительности, когда все окружающее полно для него тайн и загадок, завораживающих впечатлений. И Кулигина поражает то невежество и темнота, в которые погружен город Калинов: “А бы боитесь взглянуть на небо, дрожь вас берет!” Но его горячий монолог о сущности такого явления, как гроза, в конце четвертого действия вызывает лишь негативную реакцию: “Ишь какие рацеи развел! Есть, что послушать, уж нечего сказать!” Такая же реакция возникает, когда он просит у Дикого денег на установку солнечных часов на бульваре: “А за эти слова тебя к городничему отправить, так он тебе даст!” Его идеи чужды окружающим, а он не может, не умеет что-либо донести до них. Он читает Дикому Державина, рассказывает ему об устройствах громоотводов, даже не пытаясь вникнуть в сущность его закоренелого консерватизма и найти точку опоры во взглядах самого Дикого. И потому Кулигин беспомощен. “Луч света в темном царстве” или светлое явление, по Писареву, -человек, способный внести что-то новое в окружающий мир, в души людей, изменить их к лучшему: “Свет способен развеять тьму, оставаясь для нее неуязвимым”. Но такая личность должна обладать рядом необходимых душевных качеств: свободомыслием, решительностью, независимостью. И в этом главная беда Кулигина. Если в характере главной героини все эти качества проявляются, то в характере Кулигина они практически отсутствуют. Он смирился с законами “темного царства”, он потерял надежду самостоятельно что-либо исправить. В разговоре с Борисом еще в начале первого действия Кулигин говорит, рассуждая о закабаленности бедных и вседозволенности богатых: “И никогда нам, сударь, не выбраться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба”. Отсутствие стимулов к борьбе делает этого героя беспомощным. Когда Борис спрашивает, отчего бы ему не описать стихами всю мерзость купеческой жизни, тот отвечает: “Как можно, сударь! Живого проглотят”. И это — проявление беспомощности. Правда, он, в отличие от Фек-луши и ей подобных, все же решается критиковать “темное царство”, но уже осуждает себя с позиций той самой морали, которую насаждают ему окружающие: “Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается, да не могу, люблю разговор рассыпать!” Но ведь это явное отражение идеи “лишь бы все шито да крыто было”. Кулигин не способен ничего изменить в окружающем его мире, но ему все же не хочется осознавать беспомощность и безнадежность своего положения, поэтому он тешит себя надеждой получить миллион за открытие вечного двигателя — извечной и невыполнимой мечты человечества.
Хотя Кулигин и является героем-резонером, высказывает мнение автора, явно осуждающего жизнь “темного царства”, но его слова неспособны что-либо изменить в жизни города Калинова (в отличие от поступка Катерины), поэтому и назвать этого все-таки положительного героя “лучом света в темном царстве” нельзя.