Сочинение.
Проблема счастья в рассказах А. П. Чехова
В моем сочинении я покажу, как проблема счастья поставлена в рассказах А. П. Чехова, как она им раскрывается. Поставив проблему счастья людей — важнейшую проблему человеческого общества, Чехов ставит вопрос о необходимости изменения общества, в котором честные люди не могут быть счастливы. Но он не указывает способы изменения общества, а лишь говорит, что дальше так жить нельзя. Прежде всего обратимся к героям рассказов Чехова. За редким исключением (“Черный монах”) это люди самых распространенных профессий: учителя, чиновники, врачи и т. д. То, что эти люди не выделены ничем, кроме того, что их жизнь описывает Чехов, позволяет считать, что жизнью, которую ведут герои Чехова, живет большинство людей его времени. Посмотрим, какова эта жизнь. Она явно не наполнена из ряда вон выходящими событиями. Один день похож на другой, год сменяется следующими, но ничего не меняется (“Ионыч”). Неизменность, обыденность жизни обусловливает краткость чеховских рассказов. Ему не о чем много писать. Важные события, меняющие жизнь героев, происходят редко, а те, что происходят, часто уводятся Чеховым из действия. Например, самоубийство Треплева в пьесе “Чайка” или дуэль в “Трех сестрах”. В неизменной жизни люди редко находят счастье — им трудно это сделать, так как для этого нужно преодолевать неизменность и обыденность. Не все могут это сделать. Возьмем, к примеру, рассказ “О любви”. Герои рассказа не могут признаться друг другу в любви, хотя знакомы они немало лет, семья героини уже привыкла к частым приходам любящего ее человека. Признание происходит лишь тогда, когда наступает разлука, когда счастье, которое могло прийти к героям давно, показывается на мгновение, чтобы исчезнуть навсегда. В рассказе “Дама с собачкой” счастье — это любовь. В силу того, что герои рассказа состоят в браке, они не могут встречаться открыто. Но они любят друг друга и хотят преодолеть все преграды, которые стоят на пути их любви. Однако что-то мешает им. Развод в конце XIX века уже не представлял чрезвычайных сложностей. Все остальное сами герои считали несущественным. Но заканчивается рассказ, а герои стоят и не могут найти решение: “И казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь…” “Что-то”, что мешало соединиться любящим друг друга людям, было внутри них. Счастье не приходило к людям из-за них самих. Но иногда герои Чехова находят свое счастье, достигают своей цели. Но что это за счастье? Счастлив Николай Иванович Чимша-Гима-лайский, купивший дом в деревне и имеющий возможность кушать каждый день крыжовник, располневший и обрюзгший так, что “того и гляди, хрюкнет в одеяло”. Это скотское “счастье” , вызывающее только отвращение. А какой ценой заплатил Николай Иванович за это “ счастье ” ? Он превратился в скупого, мелочного человека, женился на некрасивой вдове только потому, что “у ней водились денежки”. Держа впроголодь себя и жену, он копил, копил деньги, клал их в банк. Жена его не выдержала такой жизни и через три года после свадьбы умерла. Однако Чимша-Гималайский не задумывался о том, какой ценой он добивается исполнения своей мечты. Пройдя через все, он купил себе домик в деревне, посадил крыжовник и начал “новую” жизнь. Чехов не ограничивается тем, что говорит нам, до какой жизни дошел Николай Иванович. Он показывает, что он пришел к ней, принеся несчастье другим людям. Завершается рассказ “Крыжовник” тем, что брат Николая Ивановича, который и рассказал всю эту историю, говорит: “Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно”. В другом своем рассказе Чехов опять возвращает нас к мысли, что человек может быть счастлив лишь тогда, когда он не замечает несчастий других. Героиня рассказа “Анна на шее” выходит замуж за нелюбимого ею человека, чтобы помочь своему отцу и маленьким братьям. Она терпеливо и смиренно живет со своим мужем, навещает своих родных. Но однажды, поняв силу своего влияния на мужа, на других людей, она меняется. Она не только перестала бояться своего мужа, не только стала управлять им и другими мужчинами. Вместе с этой переменой происходит и перемена ее отношения к отцу. Она перестает бывать у него, не встречается с ним. Лишь случайно, иногда он видит проезжающую карету, в которой едет его дочь. Несчастный отец рядом со счастливой дочерью — так завершается рассказ. Счастья честных людей мы не видим в рассказах Чехова. Счастье Коврина — героя “Черного монаха” — возможность разговаривать с призраком, порождением его воспаленного ума. Счастье это призрачно, зыбко, ненадежно. Более того, в момент, когда герой чувствует себя наиболее счастливым, когда призрак приносит ему наивысшее удовольствие от общения с ним, когда он верит в свою гениальность — Коврин умирает. Счастье соседствует с разлукой, смертью, с “чем-то”, мешающим ему во всех чеховских рассказах. Счастье соседствует с несчастиями других людей. Чехов говорит, что “надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком”, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано иди поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит, не услышит, как теперь он не видит и не слышит другого. Но человека с молоточком нет…” Если жизнь такова, что честный человек не может быть в ней счастлив, то нужно изменить ее. Чеховская художественная система направлена на необходимость социальных перемен. Проблема счастья, поставленная и раскрытая Чеховым, также подтверждает эту необходимость.
В моем сочинении я рассмотрел несколько рассказов А. П. Чехова. Мы видели, что проблема счастья людей в творениях Чехова занимает важное место. В его рассказах показана жизнь множества людей его времени, показано, что счастье редко посещает жизнь честных людей. Средства, которыми Чехов достигает этой цели, для литературы XIX века являются абсолютно новыми, поэтому мы называем Чехова писателем двадцатого века.
На На сайте: novstudent.ru вы всегда найдёте материалы по Алгебре, по Геометрии, по Математике, по Физике, по Химии, по Информатике, по Русскому языку, по Английскому языку, по Немецкому языку, Сочинения по литературе.
.