Сочинение.
Романтические произведения A.M. Горького.
К творчеству А. М. Горького можно относиться по-разному. Мнение о его творчестве всегда было не однозначным: одни критики “громили” в своих статьях Горького, другие называли его гениальным писателем. Но о чем бы ни писал Горький, делал он это со страстной убежденностью, с непоколебимой верой в человека, ставя перед собой задачу показать, что “человек — это звучит гордо”. Именно в ранних произведениях Горького герои кажутся огромными, значительными. Всем героям писателя свойственна горячая любовь к независимости и свободе. Это гордые натуры, сильные и цельные, волевые характеры, отвергающие принадлежность, смирение и кротость. Это образы, зовущие к прекрасной и свободной жизни. Таких людей мы видим в рассказах “Макар Чудра”, “Старуха Изер-гиль” в “Песне о Соколе”. Смысл жизни для Чудры заключается в стремлении к свободе. В этом рассказе Горький показал нам то, что двое красавцев-цыган предпочли умереть, но остаться свободными. Радда и Лойко любили друг друга, но свобода для каждого была дороже любви. Вот что говорит Радда: “А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя…” “Лучше смерть, чем рабство”, — утверждают романтические герои Горького. В “Макаре Чудре”, затем в “Старухе Изергиль”, позже в “Песне о Соколе”, слышится мотив “безумства храбрых”. Горький испытывает своих героев в очень сложных ситуациях. Гордые люди в рассказе “Старуха Изергиль” — Данко и Ларра. В отличие от Дан-ко Ларра был эгоистом. Ему было неведомо чувство любви к ближнему, он никогда никого не любил, кроме себя. Когда же ему сказали: “За все, что человек берет, он должен платить собой: своим умом и силой, иногда жизнью…” — Ларра ответил, что он этого не сделает, так как хочет остаться невредимым. Свободные люди отвергли его, осудив убийцу на вечное одиночество: “И вот он стал жить, вольно, как птица…” Но гордость Ларры вредна не только для людей, она губительна для самого Ларры. Данко тоже горд, но он любит людей. И поэтому он добывает свободу для всего племени, которое поверило ему. Данко отдает людям всего себя, ничего не прося у них взамен: “Сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе…” Эти две легенды показывают нам то, в чем заключается бессмертие человека. В легенде о Лар-ре, который отвернулся от людей, бессмертие заключается в том, что об этом гордом человеке в степи напоминает лишь темная тень. А о подвиге Данко, видевшего смысл жизни в освобождении людей, сохранилась огненная память: перед грозою в степи вспыхивают голубые искры его растоптанного сердца. Тема свободной личности — одна из главных тем раннего творчества Горького. Произведение “Девушка и Смерть”. Девушка вступает в борьбу с царем потому, что он у нее отнимает право наслаждаться жизнью, право быть свободной. Царя раздражает радостный смех девушки, за это царь и предает ее во власть смерти. И здесь Горький утверждает победу человека, его любви и стремлений к жизни над разрушительными силами природы. Писатель часто признается в том, что счастлив тем, что живет на земле, где обязательно наступит “новая жизнь в новом веке”. Романтизом проникнута “Песня о Буревестнике”. В образе “гордой птицы” сосредоточены чувства смелости и страсти, уверенность в победе над скучной жизнью: “Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буреве стник…” Гром и молния взрывают бедное, никчемное существование.
Горький воспевает людей смелых, способных к самопожертвованию. И пусть они гибнут, как погиб Сокол, но они узнали счастье жизни — полет. “Ужи” их не поймут, ведь “рожденный ползать — летать не может”. И именно такие, как Сокол, выведут людей из тьмы, к свету: “Вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!…” Читая произведения Горького, понимаешь, что жизнь приобретает смысл тогда, когда есть цель. Его рассказы заставляют задумываться над вопросами, которые раньше почему-то не возникали. Горький заставляет нас остро почувствовать быстротечность жизни, беспокойство, недовольство собой. А это и есть путь к самосовершенствованию.