_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Сравнительная характеристика Айвенго и Ричарда I
Айвенго» — роман о далеком прошлом. Все то, о чем в нем рассказывается, происходило в XII столетии, точнее — в 1190-те года, на которые приходится окончание царствования Ричарда Львиное Сердце. Со времени битвы при Гастинге (1066 г.), в результате которой норманский герцорг Вильгельм Завоеватель одержал победу над англосакскими войсками и королем Гарольдом, прошло уже сто тридцать лет. Норманы завладели Англией, но вражда между ними и саксами не прекратилась. Национальные противоречия усложнялись социальными — между крепостными и феодалами. В стране точилась борьба за централизацию королевской власти: это было необходимо для укрощения феодалов, прекращение вражды между землевладельцами, для достижения единства страны. Эти сложные процессы и отображены Вальтером Скоттом. Писатель стремился «отобразить быт старой Англии», «вызвать интерес к ее легендам и обычаям». Источником сведений об эпохе Ричарда I для него послужили старинные летописи. Автор сознательно «смешивал правду с выдумкой», стараясь сделать свой рассказ захватывающей, но некогда не выходил за пределы достоверности.
Период, о котором идет язык в романе, В. Скотт определял как время, «отмеченный резкими противоречиями между саксами, которые обрабатывают землю, и норманами, которые владели этой землей как завоеватели и не желали ни смешиваться с побежденными, ни признавать их людьми своей породы». Королю Ричарду приходится вести борьбу против непокорных баронов, герцогов и графов. На его стороне выступают мещане, заинтересованные в развитии торговли и ремесел, его поддерживают крестьяне, которые страдают от междоусобиц, в королевское войско приходят и люди, подобный Айвенго,- малоземельные или лишенные наследству феодалы. Положение в стране еще больше усложняется, когда Ричард оставляет Англию, чтобы принять участие в Третьем крестовом походе, и попадается в плен. В это время власть берет к рукам его брат принц Джон и вместе с норманской знатью бесчинствует, унижает саксов.
На страницах романа обрисованные все прослойки средневековой Англии: и саксонская знать (Альтестан, Седрик, его сын Айвенго, леди Ровена), и норманськие рыцари (Фрон де Беф, где Мальвуазен, где Брассе), и духовенство (аббат Ейлир, храмовник где Буагильбер, крестьянин-монах Тук), и крестьяне (рабы Седрика Вамба и Гурт), и йомены-разбойники, возглавляемые отважным Локсли — прообраз Робина Гуда — и богатый еврей Исаак с дочерью Ребеккою, и сам король Ричард Львиное Сердце. Эпоха раннего средневековья показана в «Айвенго» во всей ее суровости. Рыцарские замки превращались в разбойничьи гнезда, свирепствовала инквизиция (Лука Бомануар совершил суд над Ребеккою, объявил ее «ведьмой» и хотел сжечь на костре), а крестьяне были бесправные и доказанные к убожеству. Они говорили: «У нас осталось лишь только воздух, которым мы дышим; и и его у нас не отняли поэтому только, что иначе мы не были бы способны выполнить работу, которую навалили на наши плечи…» Уже в начале романа писатель подчеркивает контраст между красотой природы «веселой Англии» и условиями жизни народа. Итак, роман В. Скотта «Айвенго» помогает много узнать о старинной Англии, понять и ощутить историю. Он утверждает мысль о том, что необходимо объединить страну под рукой сильного и справедливого короля. В романе В. Скотта ярко и разносторонне обрисованные образа благородных и отважных рыцарей — Айвенго и Ричарда Львиное Сердце. Оба они — доблестные воины с горячими сердцами, всегда готовы выступить на защиту справедливости независимо от того, кто попал в беду — бедный или богатый, знатный дворянин или бесславный раб. Образ Короля Ричарда в изображении писателя кое-что идеализирован. Черный Рыцарь, как его называют, возглавляет атаку на замок Фрон де Бефа. Его бесстрашие и боевой опыт вызывают увлечение и уважение во всех, кто наблюдает за ним в бою. По его приказу сооружают плавучий мост, по которому воины перебираются через ров и захватывают крепость. Ричарду Львиное Сердце присущие веселость, жизнерадостность, великодушие, верность в дружбе. Он предпочитает быть лучше странствующим рыцарем, чем королем, поэтому окружающим иногда приходится напоминать ему об обязанности и ответственности перед страной.
Айвенго — настоящий рыцарь. Через любовь и преданность прекрасной даме он лишенный наследству и вынужден странствовать, завоевывая себе богатство и славу мечом и копьем. Он побеждает на турнире, хотя это ему едва не стоило жизни, избирает королевой дня Ровену, нажив тем себе много врагов. Он отдан королю, поддерживает его, хочет видеть свою страну без междоусобиц и войн.
Итак, в образах Айвенго и Ричарда есть много общего. Но, на мой взгляд, Айвенго более поэтический, романтический. Он понимает, что Англии нужный король — не храбрый странствующий рыцарь, а сильный человек, который смог бы преодолеть междоусобицы, объединить страну и восстановить хотя какую-то социальную справедливость.
В романе В. Скотта «Айвенго» выведенные два образа прекрасных девушек — Ровены и Ребекки. Обе они молодые, очень красивые, умные, воспитывались без матерей. Их постоянно окружала любовь и ласка ближних, большая роскошь. Но и социальное положение, и характеры в них разные. По-разному они ведут себя в критических ситуациях, по-разному сложилась и их судьба. Ровена — знатная саксонка, ею опекался Седрик Ротервудський. Опекун обожествляет ее, ни в чем не отвечает отказом и связывает с ней свои надежды на восстановление власти саксов. Через это он даже выгоняет своего сына и лишает его наследства. Тем не менее Ровена решительно противостоит браку без любви с потомком княжеского рода Альтестаном. Попав в плен, девушка, что привыкшая к общему поклонению, теряет свою волю, плачет. Только счастливый случай спасает ее, а потом судьба снова улыбается ей и она становится женой возлюбленного рыцаря Айвенго.
Ребекка — дочь богатого еврея Исаака. Ее племя постоянно испытывало гонений и унижений. И хотя девушка выросшая, не знавая ни в чем отказа, все же поняла, что ей нужна большая сила воли, знание, «чтобы выжить в этом жестком мире». Она научилась лечить, помогала всем, кто этого нуждался. Не найдя ответа на свои сердечные чувства, Ребекка решает заняться благотворными делами: лечить, помогать страдникам. Она и дальше будет поддерживать честь и достоинство своего народа, будет оберегать веру предков.
Эти женские образа сыграют значительную композиционную роль, помогают глубже раскрыть характеры главных героев и отобразить историческую эпоху. Их красота, ум и доброта облагораживали тот жестокий мир.
…