Сочинение.
Свободолюбивая лирика Пушкина.
Свобода — ключевое понятие у П-на. Эта тема возникает в его творчестве постоянно. Он исследует разные виды свободы, переосмысливает и видоизменя-ет их содержание. В течение всего творческого пути взгляды П-на на свободу менялись.
На раннее творчество П-на оказала влияние особая атмо-сфера Лицея. Там внушали высокие принципы, пропо-ведовали естественное право каждого человека на свободу, независимость суждений и поступков.
Под влиянием этих идей в 1815 году П пишет стихо-творение «Лицинию». Судьба Рима представляет для поэта большой интерес. Через его историю он пытается понять общие законы развития челове-чества. В этом произведении П пишет: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен».
Очень важна для понимания творчества раннего П-на ода «Вольность» (1817 г). В этом произведении П говорит о том, что такие понятия, как Свобода и Закон, неотделимы друг от друга.
В 1818 году П пишет стихо-творение «К Н.Я. Плюсковой», в котором изложит своё полити-ческое кредо тех лет: «Свободу лишь учася славить… я не рож-ден царей забавить… любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой, и неподкупный голос мой был эхо русского народа».
в творениях юного П-на определяющими являются граж-данские мотивы. Он часто раз-мышляет о России, о её истори-ческой судьбе, о русском наро-де. В 1819 году под впечатле-нием от поездки в Михай-ловское П пишет стихотворение «Деревня», которое делится на две части. В первой он описывает красоту природы, её гармоничность. Лицезрение этих спокойных, мирных картин умиротворяет его душу, служит источником вдохновения. Во второй части стихотворения «Деревня» поэт показывает, как человек разрушает гармонич-ность природы, нарушая её закон — каждый человек рож-дается свободным. Перед ним возникают картины «рабства тощего» и «барства дикого»:
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувствен-ной злодея.
Поэтому стихотворение закан-чивается мучительным вопрос-ом: «Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный…»
В 1823 году П переживает глубокий кризис, выражение которого мы находим в стихо-творении «Свободы сеятель пустынный…». В отличие от декабристов, П понял всю преждевеременность своих при-зывов к свободе, которые не были и не могли быть услышаны забитым народом:
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды…
Поэт осознал безнадежность устремлений будущих декабрис-тов и отошел от образной систе-мы их поэтики. Исчерпав её воз-можности, он перестал интере-соваться прежним, более узким понятием свободы. Теперь главным предметом его забот становится осознание своего гения, своего «я», то есть стремление самому строить свою жизнь независимо от общества и государства, чтобы человек сам мог воплотиться и развиться. П-ну нужна была не столько политическая свобода, сколько личная независимость. И с 1826 года прежних гимнов свободе в его творчестве мы не найдем.
Однако П не мог не откликнуться на те важные для России события, которые про-изошли 14 декабря 1825 года. Восстание декабристов застало поэта в Михайловском, в ссылке, но он искренне пере-живал за своих друзей и поддер-живал их в своих произведе-ниях. В 1827 году он пишет стихотво-рение «Арион». В этом стихотворении П-н размышляет о своей судьбе, которая убе-регла его от каторги и смерти, ибо он — поэт. Погибли все («и кормщик и пловец»), лишь он, «таинственный певец, на берег выброшен грозою» и «гимны прежние» поет. Это идеалы свободы, не оставлявшие его никогда.
Постепенно в лирике П-на темы свободы и рабства становятся более философски-ми. Из них исчезает прямая социальная и политическая ок-раска. Стихотворение «Анчар» (1828 г) сознательно лишено поэтом всяческих конкретных примет места и времени, но в рабе, который «послушно в путь потек» и покорно умер «у ног непобедимого владыки», мы видим русский народ, его трагичекую судьбу. П остро чувствовал ту истину, которую сформулировал Герцен: «Невоз-можно освободить человека извне, пока он не свободен изнутри». И понятие свободы у поэта с годами становится именно понятием внутренней, духовной свободы.
Особенно это ярко выражено в стихотворении «Из Пинде-монти» (1836 г). В этом произведении утверждается независимость и самоценность нравственной жизни человека. Его интеллектуальная и духов-ная проблематика заключается в размышлениях над темой поли-тической, моральной, личной и духовной свободы. К этому времени поэт понял, что даже полная свобода слова бессмыс-ленна в обществе, где отсут-ствует мораль, совесть и страх перед Богом. Всякая попытка государственного служения в ситуации морального зла, господствующего в обществе, оказывается смешной.
Представление о счастье у П-на теперь ассоциируется с возможностью «по прихоти своей скитаться здесь и там, дивясь божественным природы красотам…». «Вот счастье! вот права…» — восклицает П в конце стихотворения. Так П изобразил концепцию идеального пути и идеальной свободы.
novstudent.ru | 22.10.2012