Роман И.С Тургенева «Отцы и дети» появился в период достаточно серьезных изменений в Российской Империи. Сначала отмена крепостного права, затем финансовая реформа, начавшая перевод патриархальной страны на капиталистические рельсы, не могли не сказаться на изменении семейных и социальных отношений. Первые, кого затронули новшества — студенческая молодежь.
Самая просвещенная и прогрессивная часть интеллигенции, и та не всегда адекватно воспринимала и понимала принципы реформирования. А дворянство и помещики относились к изменениям настороженно, подчиняясь, но не воспринимая как необходимость. В это время и появилась прослойка людей, понимавших реформирование, как отрицание всего традиционного и, по их мнению, косного.
До революционных преобразований и брутального уничтожения старого, как делали герои другого романа Павка Корчагин и матрос Жухрай, молодые реформаторы не созрели, но создали новое течение, довольно радикальное в философском плане — нигилизм. Отрицание всего, моральных норм, культуры, нравственности, идеалов. До идеи разрушения нигилизм еще не дошел, но первые шаги ужен сделаны.
И.С Тургенев ввел Базарова, как нигилиста-медика, в сюжет на первый взгляд довольно банального семейного романа намеренно. Базаров — антагонист. Но не лишенный «пережитков». Он может и способен любить и страдать, чего не должен делать настоящий нигилист. Самое интересное то, что роман написан до начала реформ, когда идеи уже витали в воздухе, но еще не были оглашены указами Александра II. В этом ценность романа — он стал предвестником не только реформ на государственном уровне, но тех изменений, которые должны были непременно начаться в обществе. Тургенев создал модель, сценарий поведения мелких и средних дворян при столкновении с предвестниками нового мира, как их понимал не только писатель, но и большинство интеллигенции в России.
В сюжете романа не так важно, от чего умер Базаров, а более важно, почему писатель решил, что он не достоин жить, хотя все остальные персонажи вполне хорошо устроились в дальнейшем. Даже «холодная» дворянка Одинцова и та нашла партию с полной перспективой превратить ее в полноценный семейный союз с любовью и взаимопониманием.
Но почему Тургенев приводит Базарова к смерти? Евгений Васильевич Базаров не был плохим человеком по определению. Да. Он отрицал все и вся, но и лечил больных крестьян и вряд ли брал за это деньги. Он и умер от заражения, полученного при лечении. Не на дуэли, символизм которой состоит в том, что он чуть не убил человека из-за собственной слабости. Хотя, в принципе, он и не должен был поддаваться чувствам. Нигилизм отрицает и их.
Но вернемся к названию романа. «Отцы и дети». Отцы — это Николай, Павел, даже Одинцова, и та принадлежит к их поколению. А вот Аркадий и Евгений, Фенечка, Катя — это дети. А среди детей всякие случаются. Которые хорошие, по мнению автора, те живут дальше и органично вписываются в канву быта и общества. А бунтари, вроде Базарова, гибнут. Если не от тифа, так от других причин. Но перспектив в жизни у них нет.
В романе описан не конфликт поколений, а конфликт мировоззрений, переведенный в бытовую плоскость. В этом и глубина произведения. Случайно ли умер Базаров. По ходу сюжета, на первый взгляд, да. Неосторожность, ошибка, случай, все может быть в жизни. Но по замыслу — это фатум, рок, который навис над более прогрессивной частью общества, не соглашающейся с догмами и традициями.
Но не только этим можно объяснить, почему Базаров умирает в конце романа. Тургенев решил показать, что в жизни каждого человека, даже рафинированного нигилиста, есть место для любви, заблуждений, раскаяния. Но люди, отличающихся от окружающих, обречены на одиночество, особенно в такой стране, какой на то время была Россия. О стране Базаров говорит немного, как бы вскользь. Но и здесь чувствуется, что не так герой, как писатель, видит перспективу только в социальных изменениях. Пока изменений нет, такие люди, как Базаров, вполне симпатичный, умный и достойный человек, будут умирать.