Сочинение на тему: Фольклорные мотивы в творениях Лермонтова

Сочинение.
Фольклорные мотивы в творениях Лермонтова

Фольклорные мотивы в творениях Лермонтова занимают свою особую нишу, хотя о них и не так часто говорят. Однако в своем главном стихотворении, посвященном России, Лермонтов самым «дорогим сердцу» образом называет именно народную Россию, с ее непростым, суровым, но истинно русским бытом. К старине и народным обрядам у Лермонтова было особое отношение. Достаточно будет отметить, что воспитывался он в деревне, у бабушки, и с тех пор навсегда полюбил природу, сумел разглядеть красоту простой крестьянской жизни. Позже, погрузившись уже в светскую жизнь, в решение главных и насущных вопросов общества, Лермонтов часто ловил себя на мысли: И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться—памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребенком; и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей… Величие, мудрость и чистоту старины писатель хотел сохранить в настоящем и донести до будущего. Порой художник тоскует и жалеет о былом величии русского народа, несколько утерянном в современном обществе. Вспомним известное стихотворение Лермонтова «Бородино», где он сравнивает предков с богатырями, воспевая их физическую и духовную силу. Лермонтов не выделял отдельных циклов, фольклорные мотивы как-то незаметно вливаются и звучат во всем его творчестве. Вот несколько удивительно мелодичных названий его произведений, которые говорят сами за себя — «Баллада», «Русская песня», «Русская мелодия», «Казачья колыбельная песня», «Еврейская мелодия», «Приветствую тебя, воинственный славян», «Три пальмы» (восточное сказание) и т. д. Народные предания и легенды сопровождают человека с самого рождения, чтобы напитать его душевной и природной красотой. Необъяснимая тайна древности по-прежнему будоражит его воображение и вдохновляет в творениях или в жизни. В своем стихотворении «Жена Севера» Лермонтов использовал именно этот сюжет. Покрыта таинств легкой сеткой, Меж скал полуночной страны, Она являлась нередко В года волшебной старины, И Финна дикие сыны Ей храмины сооружали. Все путники и просто любопытные жители, кто стремился хоть одним взглядом посмотреть на это таинственное божество, умирали. И только скальды оставались невредимыми: Они платили песнопеньем За пламенный восторга час. Рассуждая о мифологических образах в творениях художника, необходимо оговориться. Как известно, у Лермонтова существует несколько стихотворений с очень характерными названиями, такими, например, как: «Мой демон», «Ангел», более крупные произведения — поэмы «Демон», «Ангел смерти». Но их сюжеты восходят не к фольклорным мотивам, а скорее к библейским легендам и олицетворяют у автора не народные символы или образы, а мировые. Однако у Лермонтова встречаются и языческие народные образы — ведьмы, русалки, великаны — это те потусторонние сипы, которые не имеют огромной власти над человеком, а лишь испытывают, искушают его, но, бывает, и помогают. Лермонтов часто обращался и к тем фольклорным образам, которые никогда не стираются в памяти людей, но остаются насущными, живыми и актуальными для человеческого сознания во все времена — преданная и благородная любовь (стихотворение «Незабудка»), уважение к своим предкам («Желание»), Природа, самобытно-национальные характеры, история народа.
У Лермонтова есть автопортрет в стихотворении «Русская мелодия». В нем автор рисует собственный образ — певца, но не со знакомой всем лирой, а другим родным и близким певцу инструментом.

Оцените статью
Студенты
Добавить комментарий

Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить