Сочинение на тему: Нравственный идеал в романе «Война и мир»

Сочинение.
Нравственный идеал в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Каждый из нас, наверное, не раз задумывался о том, что заставляет нас поступать так или иначе. Как мы различаем добро и зло? И, скорее всего, никто не пришел к окончательному ответу. Большинство из нас воспринимает как данное, что убийство — это плохо, а помощь ближнему — хорошо. Добро, по-моему, нельзя определить. Это субъективное понятие и каждый воспринимает его по-своему. Но я надеюсь, есть что-то идеальное, заключающее в себе представления каждого человека — так называемый нравственный идеал, достичь который невозможно. То есть каждое понятие о добре, о нравственном совершенстве — его часть, и, следовательно, любой человек, поступающий соответственно своему собственному, субъективному понятию о добре, будет приближаться к нравственному идеалу. Вопросы о добре и зле — вечные вопросы философии — не могли не найти отражения в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», раскрывающем нашему взору целую эпоху, целое поколение людей начала девятнадцатого века. Однако Л.Н.Толстой, как и любой другой человек, имел свои представления о нравственном идеале. И нам придется считать его представления правильными, так как весь мир романа действует по его законам. Л.Н.Толстой, как противник любых схем, представил нравственный идеал в наиболее простом и понятном виде. Человек должен найти Бога внутри себя, найти ту «другую, лучшую» любовь к ближнему, должен научиться любить жизнь: «Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий». К таким выводам приходит Пьер Безухов — один из любимых героев Л.Н. Толстого, — точнее не приходит, а «кто-то говорит ему эти мысли». Откровение приходит Пьеру во время плена. Потеряв физическую свободу, Пьер обретает иную, духовную: «Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня — мою бессмертную душу!» «Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою … он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания обманули его». Но писатель не считает эти искания бесполезными, наоборот, каждая веха в жизни Пьера привносит свою лепту в тот стройный, гармоничный внутренний мир, каким тот стал после плена. Пьер как бы поднимается по ступеням, и, приподнявшись на одну ступень, он переосмысливает свои предыдущие поступки, то есть он способен к постоянному самоулучшению и самоочищению. В плену Пьер испытывает сильнейшие физические и духовные потрясения: сцена казни пленных, голод, постоянный страх смерти. Они только подтолкнули Пьера к кардинальному изменению мироощущения. Но самым важным событием в плену и во всей жизни Пьера оказалась встреча с Платоном Каратаевым — таким же пленным, солдатом Апшеронского полка. Платон Каратаев — «олицетворение всего русского, доброго и круглого». «Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком — не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами». Любовь к людям, к жизни, восприятие ее такой, какая она есть, — вот что перенял Пьер у Платона Каратаева. Другой любимый герой Л.Н. Толстого — Андрей Болконский — так же как и Пьер приходит к подобному мироощущению после долгих поисков. Основа его характера — гордость — одновременно и достоинство, и слабость. Вся жизнь его — постоянный поиск. Он пытается найти свой Тулон, чтобы обрести славу. Но желание славы для князя Андрея — желание любви людской. Князь Андрей так же, как и Пьер, поднимается по ступеням. Основные вехи его жизни: светская жизнь, участие в кампании 1805-1807 года, Аустерлицкое сражение, помолвка с Наташей, Отечественная война — все они имели свое влияние на князя Андрея. Но прежде чем прийти к «правильному» мироощущению ему приходится пережить ужас смерти, увидеть страдания других людей. Он получает ранение в Бородинском сражении и попадает на перевязочный пункт, что становится переломным моментом в его судьбе. Он встречает Анатоля Курагина — своего врага, — которому только что отняли ногу, и не испытывает к нему чувства ненависти. Впоследствии он осознает, что, умирая, он «увидал врага своего и все-таки полюбил его». Он «испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета». «Любить ближних, любить врагов своих. Все любить — любить бога во всех его проявлениях», — вот тот истинно христианский тезис, к которому автор приводит всех своих любимых героев. Наташа Ростова — самый яркий женский образ романа — всю жизнь следует этому утверждению. Любовь к людям, к окружающему миру — ее неотъемлемая часть. Поэтому Л.Н. Толстой, скорее, не ее приводит этому тезису, а с ее помощью ведет к нему остальных.
В соответствии с основами своего мировоззрения, Л.Н. Толстой сближает любимых героев с народом. Высшая похвала Андрею Болконскому — прозвище «наш князь», данное ему солдатами полка. Наташа «умела понять все то, что было … во всяком русском человеке». А Пьер, попав в плен, отказался переходить в офицерский балаган и остался в солдатском, где все те качества, так мешавшие ему в свете: «сила, пренебрежение к неудобствам, рассеянность и простота» — «давали ему положение почти героя». В эпилоге Пьер говорит: «Мы только для того беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности». Здесь мысль народная выходит на высшую ступень — общечеловеческую. Пьер чувствует себя ответственным за устройство мира, за благополучие каждого человека. Он считает, что защитники добра должны объединиться, чтобы противостоять силам зла.

Оцените статью
Студенты
Добавить комментарий

Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить