Обществознание — учебная дисциплина, которую много учеников не любят из-за множества не совсем понятных терминов, между которыми сложно найти разницу. Одна из самых распространенных ошибок — путаница между словами «субъект» и «объект». Некоторое созвучие слов добавляет сложности в понимании и восприятии.
Но, в общем, это не такие и сложные понятия. Субъект это в обществознании — тот, кто действует, выполняет какие-либо фукнции независимо ни от кого. А объект — это в обществознании цель действия, на что направлены усилия субъекта. Действие субъекта — не обязательно физическая работа. Это может быть мысль, познание, исследование, совершение юридических актов…
Обществознание — комплекс наук, изучающих общество и происходящие в нем процессы, включающие как взаимодействие между отдельными людьми, так и между группами людей, государством и человеком. Философские, социологические, экономические и правовые отношения, психология, политология и еще много аспектов жизни человека, как социального существа, являются предметов всесторонних исследований.
Цель обществознания — установить общие тенденции развития, решить типичные трудности и сложности, установить определенные правила взаимоотношений. Каждая из наук развивается самостоятельно, а обществоведение призвано объединить их и рассматривать проблемы человечества в целом, на основании взаимодействия методов и методик всех наук, объединенных в одно целое.
Точка зрения, свойственная каждой из наук, рассматривается обязательно, соотносится с достижениями других наук и формируется единая картина социального мира и местонахождения в нем человека. Субъект и объект — основополагающие понятия обществознания. Субъектом может выступать не только человек, как индивидуум и личность, а группа лиц, общественно формирование, государство в целом. Объектом тоже может выступать как одушевленный, так и неодушевленный предмет — в зависимости от вида действия. Если действие социальное, то объектов выступает другой человек (субъект) общественных отношений. Если действие физическое, например, взять или положить ручку или тетрадь, то объектом выступают эти письменные принадлежности.
Если рассматривать субъект и объект в области права, то это только те стороны, которые взаимодействуют в юридической плоскости, совершая какие либо действия. Например, человек оплачивает штраф, вступая в гражданско-правовые отношения с государством. Субъекты правовых отношений — это индивид и государство в лице учреждения. В праве все стороны отношений рассматриваются как субъекты, в административном могут выступать как организации и учреждения, так и люди, в криминальном — только физические лица. Объектами в правовых отношениях выступают нормы закона и другие акты, регламентирующие отношения в обществе между субъектами.
В научной работе, как правило, субъект один — ученый, или исследователь, который работает над определенной проблемой. А объектов выступает явление окружающего мира, или его часть, которые субъект изучает. При этом ученый может выполнять ряд действий — создавать теорию, проводить эксперимент, наблюдать, описывать. Все это укладывается в рамки отношений «субъект/объект» в понимании обществознания. Если наблюдается ответное действие, например, при изучении электричества исследователь получил ожог, или удар током, то все равно сохраняется разделение — человек, это субъект, а природное явление объект.
Во многих видах взаимоотношений, особенно в науке, кроме объекта изучения, представляющего собой обширное понятие, может использоваться и термин «предмет», являющийся частью объекта. Например, при исследовании того же электричества, предметом может служить сила тока, или напряжение. От этого соотношение субъекта и объекта не изменяются. В исторической науке объектом изучения может быть, например, путешествия Колумба, а предметом — быт моряков на корабле во время плавания.
Отношения субъекта и объекта выражаются в деятельности — совокупности действий, подчиняющихся определенным правилам. В обществознании деятельность — это способ взаимодействия человека и окружающего его мира, направленный на изменение определенных свойств и подчинение его интересам человека. Под деятельностью подразумеваются осмысленные действия, направленные на выполнение конкретной цели преобразования окружающего. Это действие творческое, в отличие от инстинктивного, определяющегося реакцией на внешние раздражители.
Деятельность отличается продуктивностью, использованием орудий, преобразовательным характером, общественной ролью. Кроме этого, деятельный человек удовлетворяет свои физические и психологические потребности. Физические — это потребность в еде, крове, воздухе, сне и т.д. Психологические — социальные и идеальные (духовные).
Обществознание различает несколько видов деятельности, как способа существования человека:
- Материальная;
- Коллективная;
- Индивидуальная;
- Законная;
- Незаконная;
- Моральная;
- Аморальная;
- Прогрессивная;
- Регрессивная;
- Социальная.
По форме реализации — это труд (физический и умственный), обучение, общение, обмен опытом, творчество. Любой из видов деятельности приводит к развитию мышления и преобразованию мира.